вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов ->
-> история колокольного литья -> филипп андреев

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



     Московский мастер-литейщик Филипп Андреев работал в конце XVII века. Первое упоминание о нем встречается в документации Пушечного двора. "Сказка" о принятой на Пушечной двор меди от "плавильного мастера Филиппа Андреева" датирована 1676 годом [7]. О том, что Филипп Андреев был одним из крупнейших мастеров своего времени можно судить по сохранившимся колоколам его работы, три из которых находятся на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле и датированы 1687 годом. Два других колокола - на звоннице Успенского собора в Ростове Великом - отлиты несколькими годами ранее.

Колокол "Лебедь". 1682 год
Мастер Филипп Андреев
  Колокол "Лебедь" был будничным или повседневным. Он получил свое название за сильный и красивый звон. Его плечи и юбку охватывает надпись, выполненная красивой вязью. В верхней части колокола помещен такой текст: "Лета [7190 - 1682 г.] марта в [1] при державе великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца и при благоверной государыне и великой княгине Наталии Кириловне и при благоверном государе и великом князе". Надпись продолжается в нижней части колокола: "Иоанне Алексеевиче и при благоверном государе царевиче и великом князе Петре Алексеевиче и при великом господине святейшем Иоакиме патриархе Московском и всея России, тщанием и радением великаго господина преосвященного митрополита Ростовского и Ярославского, лит сей колокол в Ростове к соборной и апостольской церкви Честнаго ея Успения, и к великим Ростовским Чудотворцем Леонтию, Исаию, Игнатию; а лил мастер Филипп Андреев; а весу [500] пуд" [1].

Колокол "Полиелейный". 1683 год
Мастер Филипп Андреев
   Годом позже Филлип Андреев отливает больший - "Полиелейный" колокол. Посвятительная надпись на нем расположена также, как и у "Лебедя". В верней части колокола читаем: "Лета [7191 - 1683 г.] октября в [1] день, при державе великих государех царех и великих князех Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцех и при благоверных государынях царицах и великих княгинях Наталии Кирилловне". Надпись продожается на юбке колокола: "Марфе Матфеевне и при святейшем великом господине Иоакиме патриархе Московском и всея России, тщанием и радением преосвященнаго митрополита Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского, лит сей колокол в Ростове к соборней и апостольстей церкви Честнаго и Славнаго ея Успения и к великим Ростовским Чудотворцем Леонтию, Исаию, Игнатию; а лил сей колокол мастер Филипп Андреев и с сыном своим Киприаном, а весу в сем колоколе тысяща пуд" [2].

     До появления на ростовской звоннице знаменитого "Сысоя", колокола Филиппа Андреева "Полиелейный" и "Лебедь" были самыми большими по весу. Оба колокола образуют удивительно слаженное до-мажорное трезвучие с большим благовестником "Сысоем". Исследователи считают, что их благозвучию способствует отсутствие на полях высоких рельефных изображений. В декоре колоколов Филиппа Андреева встречается одна особенность: нижнюю часть фриза украшают фантастические крылатые существа с человеческими ликами, в коронах, с птичьим туловищем, лапами и хвостом в виде кисти ламбрекена.

Колокол "Ростовский". 1687 год
Мастер Филипп Андреев
   В 1687 году Филипп Андреев отливает три колокола. Все они сейчас находятся на колокольне Иван Великий в Московском Кремле. Колокол "Ростовский" весом в 200 пудов находится на первом ярусе колокольни. Он украшен длинной надписью, занимающей два фриза и вал. В верхней части фриза помещены изображения шестикрылых херувимов, а в нижней - фантастические крылатые существа уже знакомые нам по ростовским колоколам. Надпись, выполненная в высоком рельефе, со строгим красивым рисунком букв, содержит следующий текст: "Лета 7195 (1687) году Марта в 25 день при державе благочестивейших и великих государей наших царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, и при благоверной государыне царевне и великой княжне Софие Алексеевне, всея великия и малыя и белыя Росии самодержцев, и при великом господине святейшем Иоакиме патриархе Московском и всея Росии и при преосвященном Ионе митрополите Ростовском и Ярославском, лит сей колокол в домовой Белогостинский монастырь при архимандрите святыя обители при Гаврииле, еже о Христе с братиею, а лил сей колокол мастер Филипп Андреев, а весу в сем колоколе 200 пуд" [3].

     Второй колокол 1687 года - весом чуть более 65 пудов, находится на втором ярусе колокольни. Колокол украшают характерные для Филиппа Андреева орнаментальные изображения: верхний фриз образует изящный растительный узор в виде арабесок, нижний - легко узнаваемые крылатые существа с ламбрекенами. Между ними размещены литые изображения Голгофского креста в киотах. Надпись в верхнем поясе отсутствует. Зато на валу она выполнена с подчеркнутой декоративностью и тоже напоминает орнамент: "Лета 7195 (1687) году марта в 25 день лил сей колокол мастер Филипп Андреев, весу в нем 41 пуд" [4].

     Третий - самый маленький колокол - находится на третьем ярусе. Весит он около 43 пудов. Колокол украшен очень скромно: его плечи охватывает очень плохо сохранившийся фриз с изображениями Сил небесных. Под ним помещен фриз тонкого растительного орнамента, часть которого скрыта под пригаром. По валу колокола проходит литая надпись, сохранившая для нас имя мастера: "...лил мастер Филипп Андреев". За исключением одного из колоколов - "Ростовского" - мы не знаем куда предназначались эти колокола. Однако сопоставление надписей и дат (все три отлиты 25 марта 1687 года) дает нам право предположить, что они отливались для Белогостицкого монастыря Ростова Великого.

Колокол 1687 года. Фрагмент орнамента. Мастер Филипп Андреев

     О еще двух колоколах Филиппа Андреева мы знаем из кратких упоминаний Н.И. Оловянишникова и А.А. Мартынова. Первый из авторов пишет об одном из колоколов на колокольне храма Дмитрия Солунского в Новгороде. Даты отливки этого 44-пудового колокола мы не знаем. Краткая надпись на нем сообщает, что отливал его Филипп Андрееев [5]. Второй исследователь приводит надпись на колоколе церкви Воскресения Христова, что в Гончарах на Крутицах: "Лета 7193 (1685) году Апреля въ 14 день сей колоколъ обменили прихожане на старый колоколъ, а весу в нем 101 пудъ, лил мастеръ Филиппъ Андреевъ" [6].

[1] Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 2003. С.232
[2] Там же. С.231
[3] Мартынов А.А. Московские колокола. Б.м., б.г. С.104
[4] Там же. С.106
[5] Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 2003. С.90
[6] Мартынов А.А. Московские колокола. Б.м., б.г. С.566
[7] Основное собрание грамот: Документы Пушкарского двора. ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. ОРиРК. Ф.532. Д.2194.


составитель материала - Ольга Азарова

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru