вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов ->
-> история колокольного литья -> иоганн фальк

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



 Впервые имя мастера Пушечного двора Ганса Фалька (на Руси его называли Иваном или Иоганном) появляется в документах 1627 года. С этого времени и до конца 1650-х годов Фальк числился главным пушечным и колокольным мастером Москвы [1]. Он имел твердо установленный царский оклад и раз в год "царский подарок". Колокола мастера известны больше, однако известно несколько достаточно интересных его работ, его он выступал как "пушечный мастер". Например, в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга хранится "Пушка немецкого литья Ивана Фалка (мастер, выписанный из Нюрнберга около 1636 года) о трех зарядах, по 2 гривенки ядро; в ней весу 59 пуд 20 гривенок" [6]. Другое ее описание приводит несколько иные данные: "Пушка 2-х фунтового калибра, весом 56 пуд 37 фунтов, длиной 2 аршина 14 вершков, с тремя жерлами для трех зарядов. Мастер - Иван Фальк" [8]. В делах Пушкарского приказа за 1640 год есть два любопытных документа. Первый: "память голове Пушечного двора Василию Ивановичу Блудову - велеть ему пушечному мастеру, немчину Ивану Фальку, слить снаряд старого завода прошлого 146 (1637) 28 пищалей по 2 гривенки ядро". Второй: "память...о выдаче пищальному и колокольному мастеру немчину Ивану Фальку 180 пудов меди и 18 пуд олова на пищальное литье" [7].

  На Пушечном дворе Фальку был отведен каменный амбар (в то время как русские мастера отливали в деревянном). Мастер неохотно передавал свое искусство, однако в документах упоминаются четыре его ученика: Степан Орефьев, выливший в 1642 году колокол для Ивановского монастыря; Тимофей Тимофеев Утинков, а также Иван Тимофеев Резцов и иноземец Иван Иванов, которые вскоре стали самостоятельными мастерами.

 Жил Иван Фальк на наемном дворе князя Михаила Козловского на Рождественской улице. В апреле 1641 года он подал челобитную царю Михаилу Федоровичу, в которой просил дать ему "двор, где ему стоять", после чего ему был отведен собственный двор недалеко от Пушечного двора [1].

     Путешественник Адам Олеарий, бывший в Москве в 1630-е годы рассказывал: "на реке Неглинной находится литейный завод, где работает очень опытный мастер по имени Ганс Фалькен (Фалек) из Нюрнберга; от него некоторые русские путем одного лишь наблюдения научились литью. При помощи особой сноровки он устраивал орудия таким образом, что 26 фунтов железа можно было с успехом выбросить из орудия при помощи 25 фунтов пороху; поэтому он так прославился в Голландии, что и упоминается в голландском издании Меттерана" [2].

    В 1641 году указом царя Михаила Федоровича мастеру было поручено отлить колокол весом 700 пудов для Успенского собора в Московском Кремле. Это был четвертый великий колокол Ивановской колокольни с функцией "Воскресного". Он просуществовал 10 лет. После того как колокол разбился, в 1652 году Фальк вступил в "тяжбу" за его переливку с русскими мастерами во главе с Данилой Матвеевым и Емельяном Даниловым и проиграл ее. Это говорит о том, что в это время уже существовала плеяда русских литейщиков, которые в своем мастерстве могли соперничать с Иваном Фальком. Сохранился любопытный документ от 13 января 1650 года о допросе в Пушкарском приказе Фалька и русских мастеров: "В Пушкарском приказе колокольные мастера русские люди... допрашиваны, с колокольное з большое дело... против пушечного и колокольного мастера иноземца Ивана Фалька их будет ли?" [3] Мастер Данила Матвеев, его сын Емельян и ученики мастеров Кирилла Самойлова, Давида Кондратьева, Алексея Якимова дали на этот вопрос утвердительный ответ [4].

     Фальк проработал в России более 25 лет. Мастер редко подписывал свои колокола, поэтому достоверно можно говорить о четырех больших колоколах его работы [5]:

1632 года - колокол для Владимирского Рождественского монастыря;
1640 года - колокол для Казанского Благовещенского собора (с надписью);
1649 года - колокол для церкви Троицы в Никитниках;
1652 года - колокол (Большой Благовестный) для звонницы в Саввино-Сторожевском монастыре.

     Кроме этого Фальк переливал часовой колокол для колокольни Ивана Великого и отлил пищаль "Юнак" [1].

    Один из сохранившихся колоколов Фалька находился на колокольне церкви Святой Троицы в Никитниках (район Китай-города). Сейчас он в собрании Государственного Исторического музея. Колокол этот небольшой и украшен поясками трилистника и тщательно проработанного травного орнамента, характерного для нюрбергского мастера. Своеобразным украшением колокола можно назвать очень четко выполненную надпись. Видно, что мастер, не зная славянской вязи, воспринимал ее как часть орнамента. Этим объясняется слишком большое количество выносных надстрочных знаков, придававших надписи нарочитую декоративность.

    Еще один колокол работы немецкого мастера находится на колокольне Спасо-Преображенского собора в Ярославле. Сомнений в авторстве Фалька быть не может, так как на колоколе указано имя мастера. По форме и орнаменту этот колокол очень схож с колоколом из церкви св. Троицы в Никитниках, с той лишь разницей, что на колоколе из Ярославля надпись выполнена на немецком языке.

 По мнению Коновалова И.В., один из колоколов Московского Кремля "Родионовский" можно отнести к творчеству Ганса Фалька. Об этом говорят декор колокола и особенности обработки его поверхности. Колокол был отлит в 1647 году и весит 35 пудов. Украшающий его декоративный фриз напоминает легкое кружево. Узор составлен из стеблей с ажурными трилистниками. Между поясками орнамента помещено изображение Голгофского креста.

  Мы не можем достоверно сказать, какое завершение имела служба Иоагана Фалька на московском Пушечном дворе. Возможно, он вернулся на родину, когда минула необходимость в его работах. Не исключено также, что он разделил печальную судьбу многих русских мастеров, погибших во время эпидемии чумы в 1650-е годы. Однако его работы оказали значительное влияние на русское литейное дело второй половины XVII века. Определенную преемственность традиции немецкого мастера можно проследить в колоколах работы Емельяна Данилова, Александра Григорьева и мастеров династии Моториных.
[1] Энциклопедия "Москва". М., 1997. С.850
[2] А. Олеарий Описание путешествия в Москву. М., 1996. С.165
[3] ЛОИИ. Ф. 175. On. 3. Д. 27. С. 9
[4] Кондрашина В. А. Обучение колокольному ремеслу на Московском Пушечном дворе во второй половине XVII в. // Колокола: история и современность. М., 1990.
[5] Кирюхина В.А. Государев колокольный мастер Иван Фальк - создатель колокола церкви Святой Троицы в Никитниках // ГИМ. М., 1998. С.: 65-73
[6] Струков Д.П. Путеводитель по артиллерийскому историческому музею. Спб., 1912. № 18. С.16
[7] Описание актов графа А.С. Уварова. Отдел III, подъотдел II: Дела Пушкарского двора. М., 1905. С.: 516, 521. Архив ГИМа: № 112. Карт.XI; 8. Л.22; №125. Карт. XI, 9. Л.16
[8] Музаркевич Н. О пушечном и литейном искусстве в России //ЖМНП. 1838. Т. XIX. №9. С.: 529-559.

составители материала - Юлия Москвичева, Ольга Азарова

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru