вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов ->
-> история колокольного литья -> кирилл самойлов

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


     Кирилл Самойлов - "колокольный и пушечный литец" - работал на Московском Пушечном дворе в 1620-е - 1630-е годы. Он был одним из лучших мастеров своего времени. Столбцы Оружейной палаты, первые путеводители по Москве и описания монастырей сохранили упоминания о пяти крупных работах этого мастера, а документы упоминают имена его учеников: Василий Борисов, Василий Полуектов и, самый знаменитый из них - Данила Матвеев. У кого учился сам мастер, документы не сообщают, однако, если судить по форме и декору единственного сохранившегося колокола Кирилла Самойлова (ныне он находится на пятом ярусе колокольни Новодевичьего монастыря), его наставником мог быть Андрей Чохов.
Колокол Новодевичьего монастыря. 1629 год
Мастер Кирилл Самойлов
     Наиболее ранняя работа Кирилла Самойлова - колокол для колокольни Симонова монастыря. Он, к сожалению, был уничтожен вместе с монастырем, сохранилось лишь его описание. Вес колокола - 150 пудов (третий в подборе). На нем была помещена следующая надпись: "Божиею милостию повелением благоверного и христолюбивого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича скипетр держащего Московского государства и всея России и по благословению отца его великого государя святейшего Филарета патриарха Московского и всея России перелит сей колокол в некончаемый дом Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения в Симонов монастырь, при архимандрите Левкии, еже о Христе с братиею, просящих будущих благ и жизни вечныя в селах горняго Иерусалима лета 7129 (1621) июня в 20 день мастер Кирило Самойлов".

Спасская башня. Рисунок из альбома А.Мейерберга. 1661 год
  Следующая по времени большая работа мастера - колокольный подбор для вновь устроенных часов на Спасской башне Московского Кремля. В 1624 году государь Михаил Феодорович решил устроить над Спасскими воротами новые часы более сложной механики, нежели старые - 1614 года. В то время в Москве на службе находился искусный мастер, англичанин Христофор Галовей, который для устройства новых часов предложил надстроить над воротами высокую башню. Новые часы были выполнены за 1624-1625 годы. За эти же годы Кирилл Самойлов отлил для новых курантов колокольный подбор из тринадцати колоколов. Из них один колокол был часовым, остальные - четвертными. В мае 1626 года часы были практически уничтожены пожаром и восстановлены Христофором Головеем к 1628 году. Судьбу колоколов первых курантов выяснить пока не удалось. Известно еще о двух колоколах Кирилла Самойлова. Один из них находился в Чудовом монастыре, а другой - в церкви Константина и Елены. На обоих мастер назван Кириллом Сомовым (очевидно, ошибка произошла в процессе прочтения). Также как и колокол Симонова монастыря, оба упомянутых колокола были уничтожены, и судить о них мы можем только по опубликованным надписям.

Фрагмент надписи и орнамента на колоколе Кирилла Самойлова
в Новодевичьем монастыре
     На колоколе с колокольни Чудова монастыря надпись довольно пространна: "Божиею милостию, повелением государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея России самодержца слит сей колокол в лето 7142 (1634), в 22 лето государства его и при его царице и великой княгине Евдокии Лукиановне и при благородных чадех, царевиче князе Алексее Михайловиче, царевиче князе Иване Михайловиче и царевне и великой княжне Ирине Михайловне и царевне и великой княжне Анне Михайловне и при их богомольце святейшем Иоасафе патриархе Московском и всея России, в первое лето патриаршества его, и дал государь сей колокол во град Ростов в соборную церковь Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ея успения и святых чудотворцев Ростовских, Леонтия, Исакия, Игнатия, по отце своем государеве блаженныя памяти великом государе святейшем Филарете Никитиче патриархе Московском и всея России в вечную память, при митрополите Варлааме Ростовском и Ярославском. Мастер Кирило Сомов".

     Надпись на колоколе московской церкви Константина и Елены совершенно идентична предыдущей. Можно высказать предположение, что исследователи приводят одну и ту же надпись и один и тот же колокол, так как храм Константина и Елены был приписан к Чудову монастырю.

Расположение колокола Кирилла Самойлова
на колокольне Новодевичьего монастыря
     Как уже было сказано, на данный момент известно об одном сохранившемся колоколе Кирилла Самойлова. Находится он на колокольне Новодевичьего монастыря. Любопытно, что этот колокол не упоминается ни в одном из известных нам документов, в том числе в подробных описаниях колоколов монастыря, приведенных А.А. Мартыновым и Н.И. Оловянишниковым. Вот вкладная надпись колокола: "Божиею милостию повелением благоверного христолюбивого великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии и по благословению отца его государя великого … святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея Русии слил сий колокол в Новодевич монастырь к соборной церкви Пресвятыя бцы Смоленской лета ЗРЛЗ (7137, т.е. 1629) декабря в К (20) день мастер Кирила Самойлов".

Имя мастера на колоколе
     Все колокола Новодевичьего монастыря располагаются на третьем ярусе колокольни, а колокол Кирила Самойлова висит обособленно от остальных колоколов - на последнем, пятом ярусе, и в звонах не участвует. И это печально, так как колокол цел и звук у него прекрасный. Во время Пасхального Фестиваля 2011 года сотрудники Общества Церковных звонарей осмотрели колокол, прочли его надпись и записали звучание. Точно не известно, когда колокол был размещен на последнем ярусе колокольни. С внешней стороны к колоколу подведен молоток, вполне возможно, что некоторое время колокол Кирилла Самойлова отбивал часы.

     Основным украшением колокола является его вкладная надпись. Кроме надписи, на колоколе расположен узор в виде крина. Своей формой и орнаментом колокол очень схож с работами известного русского литейщика Андрея Чохова (например, такие колокола как: "Реут", "Глухой", "Безымянный"). Отсюда и предположение о том, что Кирилл Самойлов был учеником Чохова. После 1634 года имя Кирилла Самойлова в каких-либо списках и на колоколах пока найти не удалось.

Список литературы:

[1] Забелин И.Е. О металлическом производстве в России до конца XVII века // Записки русского археологического общества. Спб., 1853. Т.V. Вып.1. С.:113, 124, 128, 130.
[2] Максимович Л.М. Путеводитель к древностям и достопамятностям московским. М., 1792. Кн.4. С.233
[3] Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 2003. С.: 150, 156, 325, 460
[4] Мартынов А.А. Московские колокола // Русский архив. М., 1896. Ч.1. С.: 106; Ч.4. С.: 566
[5] Художники, занимающиеся в России литейными изделиями // Записки отделения русской и славянской археологии Императорского археологического общества. Спб., 1851. Т.1. С.39. №148

составители материала - Юлия Москвичева, Ольга Азарова
10.12.2010


 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru