вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов ->
-> история колокольного литья -> новгородские литейщики

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



  Первое упоминание о колоколах в Новгороде содержится под 1066 годом в Третьей Новгородской летописи: "Прииде Всеслав и взя Новгород и колоколы съима у святыя Софии..." Самый старинный из сохранившихся колоколов датируется XII столетием и хранится в Новгородском музее. Его форма говорит о западноевропейском происхождении. Именно в этот период мастера Западной Европы начали применять новую технологию литья, придавшую колоколам большее благозвучие. Вытянутые пропорции, узкие покатые плечи и подчеркнуто широкая юбка дали название колоколу "сахарная голова".

  Первое имя мастера-литейщика, работавшего в Новгороде, относится к 1342 году. Им стал московский мастер, приглашенный отлить благовестник для звонницы собора Святой Софии. Новгородская летопись сохранила краткое упоминание об этом событии: "Повеле владыка Василий слияти колокол велик к святой Софии и приведе мастера с Москвы человека добра, именем Бориса". После этого упоминания, на протяжении XIV и XV веков мы не имеем никаких сведений о литье колоколов в Новгороде. Новые упоминания о литейном деле относятся уже к XVI столетию.

  Со второй четверти XVI века на новгородскую школу литья оказала сильное влияние псковская традиция. Единую группу представляют собой несколько колоколов 1540-х годов. Один из этих колоколов хранится в музее Новгорода. Он был приобретен в 1543 году для Видогощского монастыря, после упразнения которого с конца XVIII века находился на Софийской звоннице. Другой колокол - 1545 года - хранится в музее-заповеднике "Коломенское" [3]. Он был передан в музей из Высокопетровского монастыря, а до этого находился на колокольне храма Святителя Николая в Смердыни (Новгород). Орнамент на колоколе 1543 года практически аналогичен декору колокола 1545 года, что позволяет предположить их отливку в одной мастерской. Близок к ним орнамент колокола из музея в Угличе. На всех трех колоколах верхний фриз пояса представляет собой изображение пяти животных: медведя, льва, единорога, грифона и оленя в обрамлении медальонов из шнура, а нижний - травный орнамент в виде раскрывшегося цветка на вьющемся стебле с листьями. Новгородские колокола этой группы от псковских можно отличить лишь по характерной форме ушей и плеч. В их оформлении можно найти отголоски орнаментов, которые использовались в мастерской Прокопия Григорьева во Пскове.
    В середине - второй половине XVI века в Новгороде помимо семейных артелей работали и мастера-одиночки: Ян Дьячков (1558) и Дмитрий Кононов (1568 год), отливавшие колокола для Духова монастыря [4]; Илейко; Иван Афанасьев, отливший в 1571 году колокол в Александровской слободе [2], другой его колокол находился на звоннице Софийского собора [4], а сейчас хранится в Новгородском музее; Нечайко - 1571 год; Филипп Иевлев - 1589 год; Тимофей - 1597 год [1].

     Расцвет литья колоколов в Новгороде относится к середине XVI века. С этого времени можно говорить о появлении семейных артелей по литью колоколов. Одиним из первых представителей такой артели был мастер Иван. Сохранившийся колокол его литья датирован 1554 годом. Колокол 1557 года хранится в Новгородском музее. Надпись на нем называет имена мастеров: Иван и Филипп "с Городища" и указывает, что колокол был отлит для новгородской Филипповской церкви [1]. Этот колокол отличается очень строгим оформлением. Основным его украшением является тщательно проработанная рельефная надпись. У колокола характерная высокая корона с массивным каплеобразным маточником. Еще одна отличительная черта - вогнутая форма плеч и резкий переход от плеча к верхнему поясу.

     Во второй половине XVI века в Новгороде существовало еще одно направление литья колоколов. В декоре, украшающем колокола, активно используется "звериный орнамент". Он состоит из чередующихся изображений сказочных животных и пышных растений в обрамлении вьющегося шнура. Парным к орнаментальному фризу, как правило, является фриз растительного орнамента в виде цветка на вьющемся стебле. Верхний и нижний пояс на этих колоколах практически идентичны, уши, как и во псковском литье, украшены орнаментом в виде вьющегося стебля, а по плечу идет литая надпись. Одним из примеров такого оформления колоколов можно назвать колокол мастеров Ивана с пасынком Дмитрием, отлитый в 1566 году для церкви Вознесения на Прусской улице. Позже он находился на звоннице собора св. Софии, а сейчас хранится в Новгородском музее.

    Травный орнамент и изображения крылатых животных на колоколах новгородских мастеров этого периода имеют свои характерные особенности, берущие начало в народном и декоративно-прикладном искусстве Новгорода. Эти мотивы уходят корнями в глубокую древность и встречаются уже в гораздо более ранний период на вышивках, в резьбе по дереву и камню, а также в церковном искусстве.

     В третьей четверти XVI - начале XVII веков в Новгороде работают некоторые из псковских мастеров (например, Юрий Ульянов, отливший в 1566 году колокол к церкви Константина и Елены на Яневой улице) [1]. На протяжении XVII века в Новгороде работали две большие артели мастеров: Матвеевы - Дмитрий (колокол [4], отлитый им в 1627 году, находился на колокольне в Вяжицком монастыре), Михаил (1690), Иван (1690-е годы) и Леонтьевы - Федор, Яков да Василий (1674 - 1679), приехавшие из Москвы [1]. Известны нам и несколько мастеров, работавших самостоятельно: Ермолай Васильев (1651 и 1659), Иван Туров - (1674) и Иван Антипьев [1]. В более позднее время литье колоколов в Новгороде утратило самостоятельность развития.

[1] Семенов А.И. Новгородские и псковские литейшики XVI-XVII веков // Сб. ст. Новгородского общества любителей древности. Новгород, 1928. Вып.9. С.53-55
[2] Записки русского археологического общества. Т.Х. Вып. 1 и 2. С.277
[3] Гордеев В.А. Два новгородских колокола XVI в. из собрания музея-заповедника "Коломенское" // Искусство христианского мира. М., 2001. Т.4
[4] Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 2003. С.91-93.

составитель материала - Ольга Азарова

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru