вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов -> -> история колокольного литья -> николас оберакер | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
| ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() |
В "Ведомости из канцелярии Главной артиллерии и фортификации от 20 апреля 1749 года", приведена следующая надпись на старом колоколе: "ЛЕТА ЧЕТЫРЕ ДЕСЯТОГО ПОВЕЛЕНИЕМ БЛАГОВЕРНОГО И ХРИСТОЛЮБИВОГО КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ГДРЯ ВСЕЯ РУСИИ ВЕЛИКОГО КНЗЯ И ПРИ ЕГО С'НЕ КНЗЕ ИВАНЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ СОЛЬЯН БЫСТЬ СЕЙ КОЛОКОЛ ВО ПРЕИМЕНИТОМ И СЛАВНОМ ГРАДЕ МОСКВЕ", на оном колоколе латинскими литеры написано: "NIKLWAS OBRAKER. 1532" [2]. Из надписи на этом колоколе нам стала известна фамилия литейщика - Оберакер.
Колокол украшен красивым орнаментом в виде арок трилистника. Между слов в надписи, опоясывающей колокол, помещается символ, напоминающий морскую звезду. Скорее всего - это солярный знак. Началом и окончанием надписи выступают изображения оленя. Олень символ благочестия и чистоты в христианской культуре. Иногда, его изображали пьющим воду у подножия креста или топчущим ногами змею, что являлось символом горячей веры и борьбы со злом. В этом смысле, олень символизировал Христа. Олень также является атрибутом святого Юлиана Госпиталита — покровителя путников. В 1521 году Николас Оберакер руководил артиллерией при защите Москвы во время нашествия крымского хана Мухаммед-Гирея. Об этом очень подробно рассказывает в своих записках императорский посол Сигизмунд Герберштейн [4], бывший в то время в Москве. После нашествия крымцев, Оберакер в Кремле "зделал три стрельницы" [5] для постоянного размещения пушек перед самыми уязвимыми частями Кремля - крепостными воротами. Несомненно, как талантливый оружейник, фортификатор и литейщик, Николас Оберакер сделал многое для обороноспособности Московского Кремля и для украшения Москвы колоколами.
В немецком атласе колоколов, изданном в Мюнхене, есть подробное описание украшений, которые обычно Оберакер размещал на своих колоколах: "Надписи на колоколах Николаса Оберакера отличаются очень красивыми прописными буквами. Располагались они на плече колокола, а под надписью, по окружности проходил ажурный орнамент. На полях колокола иногда помещались изображения святых" [6]. Колокол собора св. Анны в Линдау, предположительно, также принадлежит Оберакеру, хотя его имя на колоколе и не указано. Украшен колокол следующим образом: "На плече между грубоватыми жгутиками надпись из красивых прописных букв (маюскул): скрещенный трилистник
Обращает на себя внимание неправдоподобное пересечение дат в источниках. Согласно немецкому изданию, Николас Оберакер был цеховым мастером в Констанце в 1524 году. В тоже время, как гласят русские летописи, Николас Оберакер находился на службе у Московского государя с 1518 по 1532 год. Прибывшие на службу в Москву иноземные мастера обычно оставались здесь довольно долго или вовсе становились подданными московского государства. Великие князья очень неохотно отпускали иноземных мастеров домой. Если иноземец и уезжал на родину, то это означало лишь одно - его служба у московского государя завершена. Можно осторожно предположить, что в 1520-е годы служба Оберакера при дворе Василия III, действительно была закончена и он уехал в Германию. А в начале 1530-х годов, Николаса Оберакера, как опытного и уже известного мастера, пригласили в Москву для отливки благовестного колокола Василия III. Но возможно, речь идет, все-таки, о разных мастерах, пусть и носивших одно и тоже имя. [1] ПСРЛ. Т. XXIV. С. 315 [2] Ведомость о колоколах… 1749 года. Л. 8 об. [3] Псковская 1-я летопись. Тихановский список. С. 100 [4] Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московии. Спб., 1866 [5] ПСРЛ. Т. VIII. С. 284 [6] Deutscher Glockenatlas. Munchen. Bd. 1, 1959; Bd. 2, 1967 составители материала - Ю. Москвичева, К. Мишуровский |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | ||||||||||||
© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013 |