вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов ->
-> история колокольного литья -> николас оберакер

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



Колокол 1518 года. Мастер Николас Оберакер
Нарвский замок-музей. Фото И.В. Коновалова

    В первой четверти XVI века на службе у московского государя Василия III был литейщик Николай Немчин. Этот немецкий мастер показал себя талантливым оружейником, литейщиком, артиллеристом и фортификатором. В некоторых русских источниках он упоминается как Николай Фрязин [1]. Однако, любой иноземец, работающий в то время на Руси, мог носить прозвание Фрязин или Немчин. Именно так их московиты и величали. В 1532 году Николай Немчин отлил благовестный колокол Василия III. Как гласит летопись "Лета 7040-го князь великий Василий Иванович... слил колокол большой благовестник, а меди в нем пятьсот пудов, а лил его мастер Николай Фрязин, Людовиков товарищ" [1]. Колокол носил название "Лебедь" и находился на первом ярусе колокольни Иван Великий. В 1775 году вследствие повреждения, колокол был перелит мастером Семеном Можжухиным.

     В "Ведомости из канцелярии Главной артиллерии и фортификации от 20 апреля 1749 года", приведена следующая надпись на старом колоколе: "ЛЕТА ЧЕТЫРЕ ДЕСЯТОГО ПОВЕЛЕНИЕМ БЛАГОВЕРНОГО И ХРИСТОЛЮБИВОГО КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ГДРЯ ВСЕЯ РУСИИ ВЕЛИКОГО КНЗЯ И ПРИ ЕГО С'НЕ КНЗЕ ИВАНЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ СОЛЬЯН БЫСТЬ СЕЙ КОЛОКОЛ ВО ПРЕИМЕНИТОМ И СЛАВНОМ ГРАДЕ МОСКВЕ", на оном колоколе латинскими литеры написано: "NIKLWAS OBRAKER. 1532" [2]. Из надписи на этом колоколе нам стала известна фамилия литейщика - Оберакер.

Имя Николаса Оберакера на колоколе 1518 года
Нарвский замок-музей. Фото И.В. Коновалова

     Согласно русским летописям, Николас Оберакер прибыл в Москву в начале 1518 года в составе группы молодых оружейников. В том же 1518 году он отлил колокол для Троицкого собора во Пскове [3], взамен увезенного в Москву в 1510 году при присоединении Пскова к Московскому государству. На колоколе пространная надпись, которая заканчивается словами: "… А ДЕЛАЛ НИКОЛАЙ ИВАНОВ СНЪ ОБРАКРЪ ОТ ГРАДА ШПАЕРА. 1518". Сейчас этот колокол находится в Эстонии, он стоит перед входом в Нарвский замок-музей.

     Колокол украшен красивым орнаментом в виде арок трилистника. Между слов в надписи, опоясывающей колокол, помещается символ, напоминающий морскую звезду. Скорее всего - это солярный знак. Началом и окончанием надписи выступают изображения оленя. Олень символ благочестия и чистоты в христианской культуре. Иногда, его изображали пьющим воду у подножия креста или топчущим ногами змею, что являлось символом горячей веры и борьбы со злом. В этом смысле, олень символизировал Христа. Олень также является атрибутом святого Юлиана Госпиталита — покровителя путников.

    В 1521 году Николас Оберакер руководил артиллерией при защите Москвы во время нашествия крымского хана Мухаммед-Гирея. Об этом очень подробно рассказывает в своих записках императорский посол Сигизмунд Герберштейн [4], бывший в то время в Москве. После нашествия крымцев, Оберакер в Кремле "зделал три стрельницы" [5] для постоянного размещения пушек перед самыми уязвимыми частями Кремля - крепостными воротами. Несомненно, как талантливый оружейник, фортификатор и литейщик, Николас Оберакер сделал многое для обороноспособности Московского Кремля и для украшения Москвы колоколами.

Колокол 1518 года. Фрагмент орнамента
Мастер Николас Оберакер. Нарвский замок-музей
Фото И.В. Коновалова

     В западноевропейских архивных источниках с 1501 по 1535 год, в свою очередь, встречаются упоминания о некоем литейщике Николасе Оберакере. Он родился на Рейне, недалеко от имперского города Шпайера. В 1498 году Оберакер помогал при отливке колокола для кафедрального собора Констанца и уже в то время имел право именовать себя мастером Николасом из Шпайера. Впоследствии Оберакер работал в литейной мастерской города Констанца, где в 1524 году был цеховым мастером [6]. В Констанце сохранилось несколько подписных колоколов работы Николаса Оберакера.

     В немецком атласе колоколов, изданном в Мюнхене, есть подробное описание украшений, которые обычно Оберакер размещал на своих колоколах: "Надписи на колоколах Николаса Оберакера отличаются очень красивыми прописными буквами. Располагались они на плече колокола, а под надписью, по окружности проходил ажурный орнамент. На полях колокола иногда помещались изображения святых" [6].

     Колокол собора св. Анны в Линдау, предположительно, также принадлежит Оберакеру, хотя его имя на колоколе и не указано. Украшен колокол следующим образом: "На плече между грубоватыми жгутиками надпись из красивых прописных букв (маюскул): скрещенный трилистник -- AVE § MARIA § GRACIA § PLENA -- скрещенный трилистник -- 1510. Под надписью, по окружности колокола, расположен дугообразный пояс из арок трилистника с большими крестообразными соцветиями. Внешний профиль короны трехгранный, а внутренний округлый и ровный" [6]. Об авторстве Оберакера свидетельствуют характерные для мастера красивые прописные буквы, разделенные символом, а также орнамент, который идентичен рисунку на колоколах 1509 и 1510 годов, отлитых в Констанце.

Колокол 1518 года. Фрагмент орнамента. Мастер Николас Оберакер
Нарвский замок-музей. Фото И.В. Коновалова

     К сожалению, никаких сведений о том, что Николас Оберакер из Шпайера работал в России, в западноевропейских рукописях не найдено. Поэтому древний псковский колокол в Нарве ставит вопрос: тот ли Оберакер из Шпайера является его автором? Фамилия Оберакер (oberacker) в переводе означает "верхняя пашня". Мы не знаем, насколько эта фамилия была распространена в Германии в то время.

     Обращает на себя внимание неправдоподобное пересечение дат в источниках. Согласно немецкому изданию, Николас Оберакер был цеховым мастером в Констанце в 1524 году. В тоже время, как гласят русские летописи, Николас Оберакер находился на службе у Московского государя с 1518 по 1532 год. Прибывшие на службу в Москву иноземные мастера обычно оставались здесь довольно долго или вовсе становились подданными московского государства. Великие князья очень неохотно отпускали иноземных мастеров домой. Если иноземец и уезжал на родину, то это означало лишь одно - его служба у московского государя завершена. Можно осторожно предположить, что в 1520-е годы служба Оберакера при дворе Василия III, действительно была закончена и он уехал в Германию. А в начале 1530-х годов, Николаса Оберакера, как опытного и уже известного мастера, пригласили в Москву для отливки благовестного колокола Василия III. Но возможно, речь идет, все-таки, о разных мастерах, пусть и носивших одно и тоже имя.

[1] ПСРЛ. Т. XXIV. С. 315
[2] Ведомость о колоколах… 1749 года. Л. 8 об.
[3] Псковская 1-я летопись. Тихановский список. С. 100
[4] Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московии. Спб., 1866
[5] ПСРЛ. Т. VIII. С. 284
[6] Deutscher Glockenatlas. Munchen. Bd. 1, 1959; Bd. 2, 1967

составители материала - Ю. Москвичева, К. Мишуровский
10.10.2007
Обновление - 17.02.2013

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru