вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов ->
-> история колокольного литья -> михаил ладыгин

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


  XVII столетие по праву было названо золотым веком русского литейного дела. Ни одна другая эпоха не насчитывает столько прославленных имен мастеров-литейщиков. Однако и в этот, казалось бы хорошо изученный период, в Москве работали мастера, о судьбах которых нам известно очень не много. Среди них Михаил Матвеевич Ладыгин (в надписях на своих колоколах он иногда называет себя Лодыгин" [2. С.33. №№ 637,664]). Мы не знаем места и времени его рождения, имени мастера, у которого он учился, города, где он работал.

  По косвенным данным можно предположить, что в конце XVII - начале XVIII века на Пушечном дворе в Москве он работал с сыном Иваном. Впоследствии Иван продолжил работу уже без отца и упоминается в списке ведущих мастеров: "колокольные мастеры: Иван Маторин - 48 руб., Федор Леонтьев - 21 руб., Иван Михайлов сын Лодыгин - 27 руб. 30 алт. 5 д." [1. С.451]. Возможно, сохранились некоторые данные и о деде мастера: "Лодыгин Тимофей в 1666 году "многие лета" плавил медь на Калкарке под Пыскорским монастырем" [2. С.33. №665]. Отлитые Михаилом Ладыгиным колокола могут нам рассказать лишь о небольшом периоде его жизни. По данным исследователей и собственным наблюдениям нам известно о восьми крупных колоколах, которые Михаил Ладыгин отливает с 1688 по 1690 год. Все они украшены нарядными орнаментами и изящными вкладными надписями.

    Два из сохранившихся колоколов мастера практически тождественны по своему орнаментальному убранству. Один из них находится на колокольне храма Святителя Николая в Хамовниках, другой - на колокольне церкви Спаса на Песках недалеко от Арбата (первоначально этот колокол находился на колокольне храма Харитона Исповедника в Харитоньевском переулке). Оба колокола были отлиты в 1689 году. Их украшает широкий орнаментальный пояс, верхний ряд которого составлен из арабесок. В их замысловатом рисунке можно разглядеть изображения перевернутых птичьих голов, вплетенных в стебли трав. Венчает каждую арабеску цветочный бутон. Под строкой литой надписи находится ряд еще более причудливого орнамента: львиные головы с двумя птицами по сторонам чередуются с виноградными побегами и гроздьями. Еще ниже помещены литые изображения херувимов.

     Очень схожи между собой некоторые элементы орнамента на колоколах Михаила Ладыгина, Федора и Дмитрия Моториных. Например, мастера прославленной династии включают в травный орнамент изображения львиных голов и птиц. Херувимы и арабески на колоколах Федора Моторина в Новодевичьем монастыре и храме Покрова на рву по своему рисунку почти тождественны этим мотивам на колоколах Михаила Ладыгина. Такое сходство позволяет предположить совместную работу мастеров. Возможно, Михаил Ладыгин учился у Федора Моторина, или какое-то время работал на его частном заводе, открытом в 1687 году.

     Второй по величине колокол Новодевичьего монастыря был выполнен Михаилом Ладыгиным в декабре 1688 года. Необычен рисунок верхнего пояса арабесок. Вместо птичьих голов Ладыгин включает в арабески виноградные грозди. Таким же орнаментом украшен колокол весом в 219 пудов, отлитый мастером в том же году для Николо-Пешношского монастыря (колокол до 1905 года находился на колокольне Петропавловского собора) [3].

     Еще один колокол Ладыгина долгое время находился на колокольне Николо-Дворищеского собора в Новгороде. Он датирован 1688 годом. Колокол опоясывает надпись, идущая в шесть рядов по главе и полям и переходящая ниже на вал. В ней подчеркнуто сопоставление колокола и ангельской трубы, т.к. текст надписи содержит эпизод из книги Бытия, в котором идет речь о сотворении Моисеем кованых серебряных труб для употребления их во время праздников [4. С.90]. Из всех излюбленных мотивов орнамента здесь Михаил Ладыгин использует только арабески, очень близкие по рисунку колоколам церкви Святителя Николая в Хамовниках и Спаса на Песках. Зато появляется новый для него мотив: пояс трилистника, характерный для орнаментов на колоколах Моториных.

     Судьба двух колоколов Михаила Ладыгина нам не известна. Один из них еще в XIX веке находился на колокольне при храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Скорее всего, он погиб в 1920-е годы, когда была разрушена колокольня. Сохранился только текст вкладной надписи [5. С.394], из которой мы знаем год отливки колокола - 1689, в этом же году был отлит колокол для храма Святителя Николая в Хамовниках. Может быть, они были схожи между собой. Второй из утраченных колоколов находился на колокольне разрушенного Вознесенского монастыря. Надпись, отлитая на нем, тоже сохранила для нас год создания колокола и имя мастера: "7196 (1688) Апреля в 8 день слит сей колокол повелением благоверных великих государей царей и великих князей Ивана Алексеевича, Петра Алексеевича и великия государыни …. великия княжны Софии Алексеевны … в Вознесенский Девич монастырь… лил сей колокол мастер Михайло Лодыгин" [5. С.107].

     Последний известный нам колокол Михаила Ладыгина датирован 1690 годом. Он был отлит для храма Параскевы Пятницы, что в Охотном ряду. Когда храм в 1920-е годы был разрушен, колокол оказался в собрании музея-заповедника "Коломенское". Сейчас он находится в одной из экспозиций музея. Оформление этого колокола достаточно необычно для Ладыгина. Колокол украшен двумя рядами арабесок в зеркальном отображении. Их рисунок стал более графичным, оживляют его только бутоны цветов. Такое решение арабесок напоминает орнаменты на колоколах другого ученика Федора Моторина - Филиппа Андреева. Очень схожи изображения Голгофского креста на колоколах обоих мастеров.

     Мы ничего не знаем о судьбе Михаила Ладыгина после 1690 года. Однако, благодаря тому, что сохранилось несколько его замечательных колоколов, в наши дни специалисты ОЦЗ имеют возможность ориентироваться на творения Ладыгина как на образец при проектировании формы, расположения элементов декора, стиля украшений и надписей, всего того, что определяет облик классического русского церковного колокола.


Список литературы:

[1] Материалы для истории артеллерийского управления в России: Приказ артиллерии (1701-1720 гг.) // сост. Н.Е. Бранденбург. Спб., 1876. Прилож. XI. "Список мастеровым на Москве, 1707 года, состоящим в ведении приказа артиллерии".
[2] Указатель мастеров, русских и иноземцев, горного, металлического и оружейного дела и связанных с ними ремесел и производств, работавших в Росcии до XVIII века / Сост. Железнов В. Спб., 1907
[3] Жерве Н. Едва не погибшая старина // Русский инвалид. 1905. № 191.
[4] Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. М.,2003.
[5] Мартынов А.А. Московские колокола. Б.м., б.г.

автор материала - Ольга Азарова

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru