вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов ->
-> история колокольного литья -> псковские литейщики xvi века

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



  Первая литейная мастерская во Пскове известна с 1520 года. Ее возглавлял основатель династии Андреевых - Михаил Андреев "мастер преименита и славна града Пскова". Находилась его мастерская на Романовской улице или Романихе, возле церкви Похвалы Божией Матери, основанной в 1466 году [1]. О самом мастере известно немного, и почти все эти данные взяты из надписей на колоколах. В 1520-е годы он был священником Похвальской церкви, но уже на колоколе, отлитом в конце 1520-х годов, для храма св. Варлаама на Званице, появляется надпись "священник бывшой" [2]. За тридцать с небольшим лет работы Михаил Андреев отлил множество колоколов для храмов Пскова и Новгорода. В 1532 году он создал благовестник для Хутынского монастыря. Последняя его работа датирована 1551 годом - это 400-пудовый колокол, отлитый мастером для Кирилло-Белозерского монастыря.

     В мастерской Михаила Андреева работали и его братья: Максим, Ануфрий и Тимофей Андреевы. Первые колокола мастеров весом в 100 и 200 пудов, отлитые в 1520-1521 годах для Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, были отправлены в переплавку в 1925 году. Известны некоторые из надписей на них: "…а делали мастеры Андреевы дети Михайло священник да Ануфрей да Максим диак слава Свершителю Богу" [2]. Не избежали печальной участи и многочисленные колокола, отлитые в 1530-е годы.

     Колокола этого периода были украшены тщательно проработанным орнаментом. Почти все исследователи отмечают орнамент в виде виноградной лозы в сочетании с изображением деревьев со зверями по сторонам. Именно псковичи ввели в декор пояски орнамента, состоящего из круглых медальонов в обрамлении шнура. В медальонах обычно размещали шесть изображений: двуглавого орла, фантастическую птицу, кентавра, рака или человеческую фигурку [3].

     Псковские колокола очень красивы по своим очертаниям и убранству. Для них характерны стройные пропорции, плавная линия профиля, высокая корона, каждая из проушин которой огранена и покрыта орнаментом в виде переплетающихся колец и "вьюнка". Важной частью в убранстве колокола можно назвать надпись. Это настоящая летопись в металле. Часто, начинаясь на одном из парных колоколов, она продолжалась на другом. Первая строка обычно располагалась на наклонной поверхности плеча колокола, начало ее отмечалось голгофским крестом или медальоном с изображением Голгофского креста, Троицы, Нерукотворного Спаса. К плечу колокола примыкал фриз из одной-двух строк надписи и поясом рельефного орнамента: пышного растения и двух животных по сторонам. По краю колокола проходила еще одна строка надписи и вьющийся стебель [4].
     С 1550-х годов началась активная деятельность второго поколения литейщиков династии Андреевых. Из них наиболее известны Козьма и Матфей Михайловы - сыновья Михаила Андреева. Они отливали колокола уже гораздо большего веса. Над 400 пудовым благовестником для колокольни Псково-Печерского монастыря они работали в 1557 году. Самой крупной работой мастеров был Пименовский колокол весом в 500 пудов, отлитый в 1555 году для звонницы Софийского собора в Новгороде. Этот колокол Иван Грозный в 1570 году увез в Москву, и сейчас он находится на первом ярусе колокольни Иван Великий в Московском Кремле, в переливке 1730 года, выполненной Иваном Моториным [5]. В 1557-1582 годах они изготовили несколько колоколов для Соловецкого монастыря. Последние работы мастеров датируются 1582 годом. Принцип украшения колоколов этого периода остался прежним, но орнаменты стали пышнее, а животные часто изображались более подвижными.

  Мастерская Андреевых, работавшая во Пскове на протяжении столетия, была крупнейшей, но не единственной. В начале 1540-х годов ученик Тимофея Андреева - Прокофий Григорьев открыл свою мастерскую близ церкви Варлаама Хутынского на Запсковье [6]. До нашего времени сохранилось несколько колоколов, отлитых двумя мастерами: Григорьевым и Андреевым. Один из них находился на колокольне Троицкого собора во Пскове, а сейчас хранится в собрании музея колоколов в городе Валдае. Его украшает растительный орнамент, характерный для совместных работ мастеров. Всего известно девять колоколов Прокофия Григорьева. Два из них еще в XIX веке находились на колокольне Гдовского монастыря. По описаниям того времени они были "украшены рядами рельефных надписей и орнаментом тонкого стильного рисунка". Орнамент этот был образно назван "византо-персидским". На колоколах почти одинаковая надпись: "А лил Прокофей Григорьев сын..." [7]. Один из этих колоколов сейчас находится в Аренсбурге. Фрагменты разбитого колокола с орнаментом и именем мастера сохранились в музее Суздаля. Колокол из Ярославля был отлит по заказу князя Андрея Курбского. Интересно, что почти все колокола этого мастера, судя по надписям, были отлиты 8 сентября - в праздник Рождества Богородицы [8]. В этой же мастерской работал сын Прокофия Григорьева - Матвей. В 1557 году он совместно с Кузьмой Михайловым отлил колокол для Соловецкой обители.
     На колоколах 1550-х - 1570-х годов достаточно часто встречаются имена литейщиков Кузьмы Васильева и Логина Семенова. Одна из крупнейших их работ - колокол, отлитый в 1558 году для Псково-Печерского монастыря, и ныне находящийся на его большой звоннице [11]. В 1578 году по повелению Ивана Грозного Логин Семенов отлил колокол для церкви Успения с Пароменья. На нем сохранилась любопытная надпись: "а приказал государь царь тот колокол слити, как пришел государь царь и сын его царевич Иван Иванович из немецкой земли в Псков" [1]. Орнамент на этом колоколе обычен для псковского литья этого периода.

  Еще один мастер, работавший во Пскове в это время - Юрий Ульянов, долгое время считался новгородским литейщиком. Однако, на одном из колоколов маленького шведского храма Сульны (в Cтокгольме) сохранилась такая надпись: «Лета 7075 ( или 7077) [т.е. 1567 или 1569 год] августа месяца в 1 день отлит этот колокол для церкви святого Симеона Столпника на Чудинцевой улице при державе славного царя и господина великого князя Ивана Васильевича самодержца всея Руси в лета святого архиепископа Великого Новагорода и Пскова Пимена. Лил сей колокол мастер псковитянин Георгий Ульянов сын. Слава Богу вечному, аминь». Храм Симеона Столпника в Новгороде не сохранился до нашего времени, но, когда шведские войска захватили город в 1611 году, храм был разграблен одним из первых, а колокола его вывезены в Швецию в качестве трофеев.

     Один из колоколов литья Юрия (или Георгия) Ульянова хранится сейчас в музее-заповеднике Коломенское. Датируется он 1557 годом и поступил в музей в 1926 году из села Ратмир Коломенского уезда Московской области. В надписи на нем читаем "...а лил сей колокол Юрь Ульно..." [9]. Колокол этот интересен очень низким содержанием олова (13%) и своим орнаментом. Обычная система оформления псковских колоколов отличается очень тщательным изображением природы: животных, дубовых листьев и цветов. Самый близкий аналог такого орнамента мы находим на изразцах Никольского храма города Остров под Псковом (1543 год). Еще два колокола мастера находились на колокольне Троицкого собора во Пскове. Они имели одинаковую надпись, которая заканчивалась словами: "...а лил сии колоколы мастеры Стешко Лавров сын да Юрьи Ульянов...". Колокола эти предназначались для храма Введения Пресвятой Богородицы в ныне несуществующем монастыре у Петровских ворот города Пскова [10].

     В самом конце XVI века во Пскове работал целый ряд мастеров: Василий Иванов, Иоаким Иванов, Афанасий Панкратьев, старец Псково-Печерского монастыря Сергий Дубинин и многие другие. К этому времени изменилась только форма колоколов, она стала несколько грубее, а "звериный" орнамент псковских колоколов сохранялся на протяжении всего XVI столетия.

[1] Богусевич В.А. Псковские литейщики XVI-XVIII веков // Проблемы истории докапиталистических обществ. М., 1934. №9-10. С.157,160
[2] Князев А. Указатель достопамятностей города Пскова и его окрестностей. Спб.,1858. С.26, 29
[3] Семенов А.И. Новгородские и псковские литейщики XVI-XVII веков // Сб.ст. Новгородского общества любителей древности. Новгород, 1928. Вып.9. С.52
[4] Плешанова И.И. О зверином орнаменте псковских колоколов и керамид // Древнерусское искусство: Художественная культура Пскова. М., 1968. С.204-219
[5] Плешанова И.И.Колокола псковских литейщиков XVI-XVII веков // Колокола: История и современность. М., 1985. Вып.1. С.112-114
[6] Богусевич В.А. Литейный мастер Михаил Андреев // Новгородский исторический сб. Л.,1937. Вып.2. С.83-104
[7] Покрышкин П.П. Церкви Псковского типа XV-XVI столетий по восточному побережью Чудского озера и на реке Нарове // Известия Императорской археологической комиссии. Вып.22. Спб., 1907. С.1-37
[8] Смирнова Э.С. Два памятника псковского художественного литья XVI века // Советская археология. 1962. №2. С.243-247
[9] Гордеев В.А. Два новгородских колокола XVI в. из собрания музея-заповедника "Коломенское" // Искусство христианского мира. М., 2001. Т.4
[10] Василев И.И. Хронологический указатель исторических памятников, сохранившихся в Псковской губернии. Тетрадь I. Псков, 1878. С.55
[11] Никаноров А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. Спб., 2000. С.18-19

автор материала - Ольга Азарова

благодарим Александра Одинокова
за уточнения к материалу на этой странице


 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru