
Сведений о литейном мастере Кашпире Ганусове сохранилось очень немного. Имеющиеся данные не дают возможности сделать какой-либо определенный вывод о его национальности и происхождении. Можно очень осторожно предположить, что он был из числа мастеров, покинувших Литовское государство в первой половине XVI века.
По документам
Пушечного двора и архивным данным известно, что Кашпир Ганусов находился на службе при дворе Ивана Грозного в 1550-е - 1560-е годы
[1. С.58]. В 1550 году на Пушечном дворе был отлит благовестный колокол весом около 2000 пудов. Позже он получил название "Лебедь". Колокол этот не сохранился, но в это время в Москве нам известен только один мастер, который мог выполнить такую отливку. На этом основании создателем колокола считают Кашпира Ганусова или его предшественника
[2. С.82].

По документам XVII века, на крепостной стене Смоленска находилось достаточно много пищалей с именем мастера и его учеников. Одно из самых известных орудий - пищаль "Острая Панна", находившаяся в Казенном амбаре. Об этой пищали сказано следующее: В станку на колесах... на ней же уши, одно испорчено; к дулу вылиты две ехидны человекообразны до пояса, а от пояса хоботы змеиные; за казною ранена; за казною вылит репей. Весу 185 пуд, к ней 100 ядер". Пищаль сохранила имя мастера "Божиею милостию Иоан, царь и великий князь, государь всеа Русии; сия пищаль сделана в лето 7072 (1564), мастер Кашпир Ганусов"
[3. С.303]. На нескольких пищалях сохранилось имя самого прославленного ученика Кашпира Ганусова: "Лета 7077 (1569) делал Кашпиров ученик
Андрей Чехов"
[3. 302]. Всего два года спустя этот ученик переливал в Москве, после нашествия Дивлет-Гирея, благовестный колокол "Лебедь" - творение своего учителя. Именно этот колокол изображен на плане
"Кремленаград".

По сохранившимся летописным данным, при осаде Полоцка в 1563 году государь Иоанн IV Грозный повелел: "...поставити блиско городских ворот на пожженом месте пушки Кашпирову, Степанову (Степан Петров), да "Павлик", да "Орел", да "Медведь""
[4. 356]. Пушки под Казань и Смоленск тоже были доставлены с Пушечного двора в Москве
[5. 240]. Из орудий работы Кашпира Ганусова до нас дошло одно, к сожалению, в очень плохом состоянии (пищаль сильно пострадала при пожаре). Это орудие хранится в Артиллерийском Историческом музее Санкт-Петербурга, куда оно поступило в 1908 году из города Холм Псковской губернии. Сохранилась только часть ствола с именем "Кашпир"
[6. 34 №122]. Пищали работы мастера (в том числе и не датированные) находились еще в Костроме, Кашире, Переславле-Залесском и Архангельске
[7. 80-82].

Кроме Андрея Чохова, известны еще несколько учеников Кашпира Ганусова, которые во второй половине XVI - начале XVII века работали в Москве: Богдан Андрейтохов, Кузьмин Первой, Никита Тупицын и Юрий Бочкарев. Семен Дубинин, бывший в Смоленске учеником Ганусова, позже стал известен как псковский мастер.
С конца 1560-х годов имя Кашпира Ганусова исчезает из списков мастеров Пушечного двора. Никаких иных упоминаний о Кашпире Ганусове тоже пока не обнаружено. Вернулся ли он на родину, или закончил свои дни в России, нам не известно.
[1] Бранденбург Н.Е. Исторический каталог С.-Петербургского Артиллерийского музея. Спб., 1877. Часть I
[2] Кавельмахер В.В. Большие благовестники Москвы XVI-первой половины XVII века // Колокола: История и современность. М., 1993. С. 75-118
[3] Дополнение к актам историческим, собранным и изданным археографической комиссией. Спб., 1853. Т.5. №51
[4] ПСРЛ. Т.XIII
[5] Заозерская Е.И. У истоков крупного производства в русской промышленности XVI-XVII веков // К вопросу о генезисе капитализма в России. М., 1970
[6] Струков Д.П. Путеводитель по артиллерийскому Историческому музею. Спб., 1912
[7] Лебедянская А.П. Очерки Истории пушечного производства в Московской Руси // Сб. исследований и матеиалов Артиллерийского Исторического музея. Т.I. М.-Л., 1940

составитель материала - Ольга Азарова