вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов ->
-> история колокольного литья -> кашпир ганусов

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



  Сведений о литейном мастере Кашпире Ганусове сохранилось очень немного. Имеющиеся данные не дают возможности сделать какой-либо определенный вывод о его национальности и происхождении. Можно очень осторожно предположить, что он был из числа мастеров, покинувших Литовское государство в первой половине XVI века.

  По документам Пушечного двора и архивным данным известно, что Кашпир Ганусов находился на службе при дворе Ивана Грозного в 1550-е - 1560-е годы [1. С.58]. В 1550 году на Пушечном дворе был отлит благовестный колокол весом около 2000 пудов. Позже он получил название "Лебедь". Колокол этот не сохранился, но в это время в Москве нам известен только один мастер, который мог выполнить такую отливку. На этом основании создателем колокола считают Кашпира Ганусова или его предшественника [2. С.82].

     По документам XVII века, на крепостной стене Смоленска находилось достаточно много пищалей с именем мастера и его учеников. Одно из самых известных орудий - пищаль "Острая Панна", находившаяся в Казенном амбаре. Об этой пищали сказано следующее: В станку на колесах... на ней же уши, одно испорчено; к дулу вылиты две ехидны человекообразны до пояса, а от пояса хоботы змеиные; за казною ранена; за казною вылит репей. Весу 185 пуд, к ней 100 ядер". Пищаль сохранила имя мастера "Божиею милостию Иоан, царь и великий князь, государь всеа Русии; сия пищаль сделана в лето 7072 (1564), мастер Кашпир Ганусов" [3. С.303]. На нескольких пищалях сохранилось имя самого прославленного ученика Кашпира Ганусова: "Лета 7077 (1569) делал Кашпиров ученик Андрей Чехов[3. 302]. Всего два года спустя этот ученик переливал в Москве, после нашествия Дивлет-Гирея, благовестный колокол "Лебедь" - творение своего учителя. Именно этот колокол изображен на плане "Кремленаград".

     По сохранившимся летописным данным, при осаде Полоцка в 1563 году государь Иоанн IV Грозный повелел: "...поставити блиско городских ворот на пожженом месте пушки Кашпирову, Степанову (Степан Петров), да "Павлик", да "Орел", да "Медведь"" [4. 356]. Пушки под Казань и Смоленск тоже были доставлены с Пушечного двора в Москве [5. 240]. Из орудий работы Кашпира Ганусова до нас дошло одно, к сожалению, в очень плохом состоянии (пищаль сильно пострадала при пожаре). Это орудие хранится в Артиллерийском Историческом музее Санкт-Петербурга, куда оно поступило в 1908 году из города Холм Псковской губернии. Сохранилась только часть ствола с именем "Кашпир" [6. 34 №122]. Пищали работы мастера (в том числе и не датированные) находились еще в Костроме, Кашире, Переславле-Залесском и Архангельске [7. 80-82].

     Кроме Андрея Чохова, известны еще несколько учеников Кашпира Ганусова, которые во второй половине XVI - начале XVII века работали в Москве: Богдан Андрейтохов, Кузьмин Первой, Никита Тупицын и Юрий Бочкарев. Семен Дубинин, бывший в Смоленске учеником Ганусова, позже стал известен как псковский мастер.

     С конца 1560-х годов имя Кашпира Ганусова исчезает из списков мастеров Пушечного двора. Никаких иных упоминаний о Кашпире Ганусове тоже пока не обнаружено. Вернулся ли он на родину, или закончил свои дни в России, нам не известно.

[1] Бранденбург Н.Е. Исторический каталог С.-Петербургского Артиллерийского музея. Спб., 1877. Часть I
[2] Кавельмахер В.В. Большие благовестники Москвы XVI-первой половины XVII века // Колокола: История и современность. М., 1993. С. 75-118
[3] Дополнение к актам историческим, собранным и изданным археографической комиссией. Спб., 1853. Т.5. №51
[4] ПСРЛ. Т.XIII
[5] Заозерская Е.И. У истоков крупного производства в русской промышленности XVI-XVII веков // К вопросу о генезисе капитализма в России. М., 1970
[6] Струков Д.П. Путеводитель по артиллерийскому Историческому музею. Спб., 1912
[7] Лебедянская А.П. Очерки Истории пушечного производства в Московской Руси // Сб. исследований и матеиалов Артиллерийского Исторического музея. Т.I. М.-Л., 1940

составитель материала - Ольга Азарова

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru