вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов ->
-> история колоколов в россии -> всероссийская художественно-промышленная выст

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



     XV Всероссийская промышленно-художественная выставка проходила в Москве на Ходынском поле напротив Петровского парка с 20 мая по 15 сентября. На выставке были представлены колокола четырех русских заводов: из Ярославля - Оловянишникова; из Харьковской губернии - Рыжова и двух московских - Финляндского и Самгина. Все четыре экспонента занимали места в особых павильонах, около отдела садоводства.

Павильоны колокольных заводов Рыжова и Самгина

     Завод Самгина начал свою работу с 1783 года. В XIX столетии на нем производили колокола на сумму от 85 до 120 тыс. руб. серебром в год. Выставленный Самгиным колокол (374 п. и 10 ф.) привлекал внимание тонкой и изящной орнаментикой; весь колокол казался обтянутым как бы кружевом. За счет декоративной отделки (шлифовки и расчеканки) увеличивалась и стоимость колоколов (от 17 до 18 р. за пуд на заводе Финляндского, 19 р. за пуд у Самгина).

     Вправо от павильона господина Финляндского помещался павильон харьковского завода господина Рыжова. Им были представлены только два колокола не более 41 пуда весом. Особенностью выставленных господином Рыжовым колоколов являлись окошки с переплетом, проделанным в верхней части колокола. По-видимому, такие отверстия-окна должны были разрывать и смешивать звуковые волны во время звона и тем самым ослаблять звук, однако звучание колокола с "окнами" было почти в полтора раза продолжительнее, длиннее чем у обыкновенных колоколов. Подобная особенность литья для того времени не могла считаться нововведением, так как в московском Алексеевском монастыре имелся один колокол очень древнего происхождения, отлитый с такими же окнами.

Павильон завода П.И. Оловянишникова сыновей
     Между экспонентами выставки по колокольному производству обращал на себя особенное внимание знаменитый ярославский колокольный завод П.И. Оловянишникова сыновей как по гармонии звука, так и потому, что колокола, доставленные на выставку, были "выставлены в натуральном виде", т.е. без окраски и орнаментики. Этот завод выставил пять колоколов, из которых самый крупный весил 255 п. 30 ф. Колокол весом в 24 п. 10 ф. - самый малый, приобрел великий князь Владимир Александрович за 450 руб. Завод Оловянишникова, находившийся в Ярославле, считался одним из самых крупных заводов Поволжья. Его основание относится к 1766 году, когда был отлит колокол для Яковлевского Ростовского монастыря. В 1882 году завод впервые принял участие в выставке, хотя имел возможность для исполнения заказов по отливке колоколов до 20.000 пудов ежегодно.

     Павильон колоколов завода Н.Д. Финляндского с сыном имел продолговатую форму и своим фасадом напоминал древнюю звонницу. Всех колоколов в павильоне было представлено четырнадцать, и одиннадцать из них составляли полный набор. По требованию публики, тремя звонарями от завода производился пробный звон, замечательно музыкальный, ставший одной из приятных особенностей выставки. За этим заводом, основанным в 1744 году, и было признано первенство на выставке, и он получил право изображения второго государственного герба на своих колоколах.

Павильон завода Финляндского
    Интересны еще три колокола этого завода. Один из них, самый большой по размерам (658 пудов 20 фунтов), был очень необычен по наружной отделке. Низ колокола окаймлял ряд гербов русских губерний (76 штук), сделанных барельефами; над этим рядом с четырех боков помещались два медальона с выпуклыми изображениями Государя Императора и Государыни Императрицы; и два щита - снимок со щита Ярослава Всеволодовича - с изображением Архангела Михаила; и с изображением Спаса Нерукотворного. Над щитами и медальонами находились четыре образа: Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы над изображениями Государя и Государыни; иконы Александра Невского и Марии Магдалины над щитами. Под рядом гербов шла надпись литыми буквами: "Благословен Царь грядый во имя Господне; мир на земле и слава в вышних". Два других колокола имели значительно меньший вес и более скромную отделку. Все эти три колокола были окрашены особой клеевой краской. Все орнаменты и изображения на них находились в своем "натуральном виде", т.е. без расчеканки.

Материал подготовлен на основе источников:
1. Колокола на выставке (промышленно-художественная Всероссийская выставка в Москве) // Ярославские епархиальные ведомости. №28. 10 июля 1882 года. С.218-220
2. Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве. 1882 год. М., 1882. С.: 67, 82, 98.
3. Отчет о Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. 1882 год. Спб., 1884. Т.6. С.320.

составитель материала - Ольга Азарова

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru