вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов -> -> семантры, била и клепала -> примеры клепания в било (аудио) | ||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
С.В. Смоленский в 1906 году в своей работе "О колокольном звоне в России" приводит интересные сведения о традиции клепании в било:
Сухие, старые била (кленовые, буковые) дают разные звуки, смотря по толщине места и по силе удара палкой. Эти вполне дешевые, самодельные инструменты можно до сих пор встретить во множестве бедных и уединенных скитов на нашем севере. Уцелели эти била и на Афоне, и у русских, и у греков. Во многих монастырях и скитах даже обходятся только билами, совсем не имея колоколов. "Мы бедны, - говорил мне один грек, - на колокола у нас денег нет, а доска найдется, и било сумеем сделать сами. Вы, русские, богатые, у вас "златоглавая" Москва; у вас даже по деревням бывают золоченые главы, высокие колокольни, и везде колокола, а иногда и очень большие. Все это ведь очень дорого". "С билом-то много спокойнее, - сказывал мне инок-старообрядец, - постучим только про себя и довольно с нас, а за оградой, даже и в ближнем лесу нас не слышно; значит, не доходна наша молитва и до станового, или до вашего благочинного; так на это не жалуемся". На севере клепают гораздо медленнее, чем на юге. В греческих монастырях на Афоне я слышал чрезвычайно быстрые клепания, полные самых причудливых вариаций. Ноты, записанные С.В. Смоленским в некоем "северном скиту":
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||
![]() | ||||||||||||||
© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013 |