вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов ->
-> семантры, била и клепала -> било в ново-тихвинском монастыре в екатеринбу

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


История семантрона
Била и клепала на Руси
О древнем обряде бить в блюдо на обеде
Примеры клепания в било
Сельские била в советское время. Василий Песков

Благодарим редакцию сайта Sestry.ru за предоставленный материал!

    Звонко-звонко разносится по всему Свято-Игнатьевскому скиту и далеко за его пределами деревянный перестук. «Что это такое?!» – недоумевали поначалу только что прибывшие в скит и еще не успевшие освоиться паломники. «Происходит постройка нового дома? Но почему так ритмично и бесперебойно работают мастера?!» …А между тем, стук явно приближается, вот он все ближе-ближе… Да это же вовсе не молотки умелых мастеров! Это – самое настоящее било! Одна из сестер быстро ударяет небольшой колотушкой по длинной узкой резной доске, которая и называется билом! Что же это, нововведение? Как оно могло появиться?

    Сейчас мало кто знает, что в действительности било употреблялось христианами с самых первых веков по Рождестве Христовом, причем преимущественно – в монастырях. Об использовании бил упоминается во многих древних рукописных источниках. Например, в житии прп. Феодосия Киновиарха, написанном еп. Петрийским Феодором, в «Луге духовном» блж. Иоанна Мосха (VI – нач.VII в.), в полных Типиконах XI–XII вв. и в сочинениях Патриарха Антиохийского Феодора IV Вальсамона (XII в.). По свидетельству автора книги «История колоколов и колокололитейное искусство» Н.И. Оловянишникова, била и клепала применялись почти на всем Востоке: на Афоне, на Синае, в Иерусалиме, в некоторых церквях Константинополя, в Болгарии и отчасти в Сербии.

     Было широко распространено использование била и в России, куда оно перешло из Византии. Об употреблении его говорится во многих местах летописных сказаний XI–XIV вв., а из переписных книг Новгородской области XVI столетия становится очевидным, что в то время колокола еще почти не использовались: в монастырях и приходских церквях имелись лишь била и клепала. Да и повсеместно в России колокола не скоро вытеснили древние била, кое-где они употреблялись вплоть до самого последнего времени.

    Издавна святые отцы придавали билу очень высокое символическое значение. Так, в «Сказаниях о Церкви» свят. Германа Константинопольского говорится, что било есть «образ гвоздей, которыми были прободены руки и ноги Господа, что отозвалось во всех концах вселенной». Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский, уподоблял его «трубам ангельским, в которые вострубят ангелы в последний день, и звуком их возбудят все народы». Патриарх Феодор Вальсамон считал, что «ударение в железное или медное било выражает нам образ будущего суда и знаменует ту ангельскую трубу, которая имеет созвать всех из гробов к суду общему», в то время как великое ударение (в деревянное било) было изобретено «для благовестия Божественного Евангелия и для чтения прочих священных книг». Святитель Симеон, архиеп. Фессалоникийский, в одном из своих произведений так описывает созыв братии к полунощнице: «В полночь или немного спустя, когда ударят в било, во образ последней ангельской трубы, встают все от сна, как от смерти». О биле в высокой стихотворной форме писал архиеп. Имбросский Афанасий, а армянский поэт Григор Нарекаци (рубеж X – XI вв.) в своих стихах воспевает его как «новое орудие музыкальное» [то есть стоящее как бы над гуслями, цитрами и кимвалами] и говорит, что это есть «свирель новая, иного вида, / Принятая нами вместо старой, что не пустозвонит по-язычески / И не звучит суетно-грубо по-иудейски».

Существуют разные виды бил: деревянные, металлические и каменные. Деревянные изготавливаются лишь из твердых пород дерева: на Афоне и в Константинополе – из каштана, в странах Восточной Европы – из клена, ясеня и березы. Металлические била делаются из железа, меди, чугуна и колокольной бронзы. Иногда к деревянному билу прикрепляются металлические пружины, которые при ударе и сотрясении издают дополнительный звон. Каменные била встречаются, конечно, реже. До сих пор они используются только в монастырях Сирии и Эфиопии, а в России упоминания о них имеются лишь в документах XV века (такое било, например, было в Соловецком монастыре во времена игуменства там прп. Зосимы).

     По размеру била подразделяются на два типа: большое – «великое» и малое – «бильце». Большое било делается из длинной доски или бруса прямой или дугообразной формы и подвешивается горизонтально (реже – вертикально) у входа в храм или вблизи него, в бильнице. Ударять в него могут два человека четырьмя молотками. Малое било делается или в форме коромысла (тогда один из его концов кладется на плечо), или в виде короткого двухлопастного весла (в таком случае его держат в левой руке за «талию»). Ударяют в него молотком, который тоже может иметь самую разнообразную форму. Держат било строго горизонтально – таким образом, чтобы при взгляде на клеплющего вспоминался крест.

     Традиционным критерием для классификации бил является также характер их звучания – «ударение». Различают Великое ударение (в большое деревянное било), Малое (в бильце) и Медное или железное ударение (в металлическое било, причем ударяют металлическим же молотком или крупными гвоздями). Использование била в ходе богослужения регулируется в целом Богослужебным Уставом – Типиконом, но отдельные указания содержатся также в Постной и Цветной Триодях. В современном афонском Уставе предписывается использование нескольких видов бил: деревянного ручного, больших деревянных и железных будничных и праздничных. Применение их строго регламентировано. Вот как, например, описывается афонский звон в книге «Письма святогорца к друзьям своим о святой Горе Афонской»: «Часа за два до заката солнышка начался бой в деревянную доску к наступающему всенощному бдению; довольно долго разносились по отдаленным частям внутреннего расположения Лавры слабые звуки призывной токи и замирали за обителью, на первых соседних холмах. Деревянный бой через полчаса сменился металлическим: несколько времени ударяли в чугунную доску и, наконец, отозвалась на пустынных высотах шумная игра нескольких колоколов».

    Конечно, в нашей обители все гораздо скромнее. Клепанием в ручное деревянное «бильце» сестры только созываются на богослужения, трапезы, беседы с духовником, а во время богослужений слышен привычный для всех звон в небольшой колокол. Но не так давно, в день храмового праздника в честь святителя Иоанна Тобольского, в первый раз звон и клепание в било гармонично слились: под звонкие ритмичные удары в било вокруг корпусов скита был совершен торжественный крестный ход.

     А начинается и заканчивается клепание всегда тремя размеренными ударами, установленными в честь и славу Пресвятой Троицы, чем показывается, что всякое наше действие нуждается в освящении, исходящем от Отца и Сына и Святого Духа.

История семантрона
Била и клепала на Руси
О древнем обряде бить в блюдо на обеде
Примеры клепания в било
Сельские била в советское время. Василий Песков

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru